Раннее развитие

ВЕЛИКОЕ НАЧАЛО

... ... Феноменальность данного возраста объясняется бурным развитием мозга. Природа щедро наделила каждого здорового ребенка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Возможность развиваться не остается неизменной. Мозг ребенка составляющий при рождении всего 25% (по массе мозга взрослого), особенно быстро растет и «дозревает» в первые месяцы и годы жизни. В работах шведского нейробиолога Холгера Хидена есть чисто биологическое этому подтверждение: эксперименты, проведенные на «молекулярном» уровне говорят о том, что мозг требует для полного своего развития особенно на ранних стадиях не только соответствующего питания, но и стимуляции. Нейроны лишенные любого из этих факторов, особенно стимулирующей «учебной» среды, не могут формировать богатую сеть волокнистых соединений, они становятся, образно говоря, пустыми мешками и в конечном итоге атрофируются. Нейробиолог назвал это НУВЕРСОМ: Необратимым Угасанием Возможностей Эффективного Развития Способностей. Вот почему разрабатывая свои авторские программы, мы выделили несколько условий успешного развития ребенка и положили их в основу своей работы:

  • Раннее начало
  • Развивающая стимулирующая учебная среда
  • Опережающее развитие
  • И максимальное напряжение сил.

Главными нашими идеологами в работе стали М. Монтессори, итальянский педагог – гуманист и детский врач, главный девиз которой нам пришелся по душе «Помоги мне это сделать самому» и Б. Никитин, педагог-новатор, отец многодетной семьи, который создал уникальную систему опережающего развития детей.

Раннее начало

... ... Среди центров раннего развития Иркутска в центре развития детей «Умники и умницы» приоритетным направлением деятельности является использование интеграции в развитии познавательной сферы детей и приобретении ими первоначального опыта с первых трех лет жизни. М. Мантессори подметила особенность данного детства и охарактеризовала ее как «абсорбирующий разум». Дети первых трех лет –удивительные существа, похожие на людей , но вместе с тем совершенно другие. По ее мнению, если взрослые приобретают знания при помощи разума, то младенец впитывает посредством своей психической жизни. Поэтому задача взрослых состоит не в том, чтобы обучать, а в том, чтобы помогать «разуму ребенка в его работе над своим развитием», поскольку именно в раннем возрасте он обладает огромной созидательной энергией.

Для реализации подобной генеральной задачи мы создали в своем Центре соответствующую стимулирующую педагогическую среду. Среда содержит большое количество развивающего материала, разработанного М. Мантессори, специальные развивающие игры Б. Никитина и «умные игры» других авторов , разработанные для школ раннего развития, что помогает нам разнообразить работу с детьми, погружать их в особую среду творчества и высокого накала интеллектуальной деятельности.

Занятие проводится по 60 минут два раза в неделю. И представляют собой соединение различных видов деятельности, непрерывность которых составляет 10 минут. Развитие детей раннего возраста организуется в малых группах (5-6человек), что связано с необходимостью непосредственного общения педагога с каждым ребенком и имеет предметно-игровой характер. В группы «Мама и малыш» мамы являются активными участниками в развитии собственных детей: являются проводниками между педагогом и ребенком и помощником в создании эмоционального благоприятного климата во время занятий. Главную роль в развитии детей играет умный, грамотный педагог-гуманист, который понимает свое главное предназначение и вдохновляет родителей на активную позицию в развитие своих детей.

... ... Наблюдая, как быстро развиваются дети этого возраста, овладевая разными умениями раньше обычного, мы еще и еще раз убеждаемся в том, что раннее начало обучения в школе раннего развития детей является важным фактором в создании условий для опережающего развития. Раннее знакомство с буквами и цифрами (с полутора – двух лет) позволяет легко, без нажима научить читать в три-четыре года, причем чтение становится для них огромным наслаждением, от которого, теперь их трудно оторвать. Каждый день мы пытаемся создать на занятиях обстановку опережающего развития: гимнастика ума, разнообразные развивающие игры и головоломки, которые побуждают к решению трудных творческих задач и расширяют их возможности познавать. Результаты уже не удивляют нас. Наши выпускники успешно учатся в школе. Сообразительные и умелые. Учеба им дается легко и многие из них опережают свой возраст в развитии на два- три года.

Школы раннего развития детей Иркутска занимаются по общепринятым программам для развития детей. В своих же программах «Умный карапуз»(1-3 года), «Умное поколение (3-5, 5-7 лет) мы предусмотрели одно из важных условий успешного развития творческих способностей - максимального напряжения сил. Мы часто слышим от родителей, что ребенок в 2-3 года становится капризным, непослушным, упрямым и видим их недоумение. «Что же происходит с ребенком в этом возрасте? Почему так трудно понять, отчего это происходит?» Наблюдая, за малышами во время занятий мы видим, как сосредоточенно и напряженно работает в это время его ум, как в удивительно короткий срок из ползунка-несмышленыша он превращается в неутомимого разумного ПОЧЕМУЧКУ. Быстро растет его активный словарный запас, интенсивная умственная деятельность восполняет недавнюю нехватку «пищи для ума» и информации для размышления, что и являлось, наверное, одной из причин такого непонятного поведения малышей. В конце каждого занятия дети получают эмоциональный положительный заряд, становясь зрителями кукольного театра.

... ... Три года жизни малыша! Какой маленький отрезок времени по сравнению со всем остальным периодом жизни человека! И как много забот требует ребенок в этот период, но если Жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования: накормлен, напоен, уложен спать, одет в фирменную обувь и одежду, то реализуется, лишь небольшая часть его возможностей. И в школе мы видим, как при равных стартовых условиях, лишь некоторая часть детей становятся успешными! Сколько слез проливают ребятишки, которым трудно учиться, сколько горьких раздумий достается на долю отца и матери, когда с учебой у детей плохо..И вот тогда приходит понимание, что Ваш ребенок нуждается уже в скорой помощи…А время упущено! Как жаль! Практика показывает, что не испытывают трудности в учебе те ребята, которые уже до школы обладали высоким уровнем развития, посещая занятия в центре раннего развития. Достаточно дать детям, только еще поступающим школу, несколько психологических тестов ( заданий), чтобы сказать: «Вот эти будут хорошо и легко учиться, эти - средне, а эти – с трудом; одни имеют уже «задатки» исследователей, а другие – нет; у одних уже заметен творческий потенциал, а у других его не обнаружишь никакими способами. Значит, первые годы жизни самые ценные для его будущего и надо как можно полнее использовать их. Но именно в эти годы малыш больше всего зависит от папы и мамы, от того, что они предпримут для его развития, какие факторы будут считать важными. А какие второстепенными.

Вот поэтому, уважаемые родители! Мы присоединяемся к словам Б. Никитина «Надо начинать развитие ребенка как можно раньше и тогда разумные заботы папы и мамы дадут самые богатые плоды, которые при всем желании нельзя столь успешно вырастить позже».